Научное общество учащихся "Эрудит"
Развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной модели МАОУ "СОШ №40"
Созданная в школе программа "Одарённые дети" предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, поэтому урочная и внеурочная деятельность строится так, чтобы каждый ученик мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.
С целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности, в сентябре 2008 года в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ) "Эрудит".
Документы:
О научном обществе учащихся
Научное общество учащихся – это добровольное объединение школьников, стремящихся к совершенствованию своих знаний в определенной области наук, к развитию творческих способностей, мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, к приобретению умений и навыков научно – исследовательской работы под руководством учителей школы.
Главная цель НОУ "Эрудит" – помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления.
Важным в воспитательном аспекте работы научного общества является решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков.
Работа в НОУ позволяет расширить образовательное пространство школы.
И, конечно же, немаловажным является развивающее воздействие на личность ребёнка.
Задачи НОУ "Эрудит":
- развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
- совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
- повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.
НОУ «Эрудит» работает по двум направлениям:
- естественно-научное
- гуманитарное
При работе с одарёнными детьми соблюдаются следующие принципы:
1. применение междисциплинарного подхода;
2. углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
3. насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
4. поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
5. поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
6. поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
7. оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов,
8. установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин,
9. установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах.
Работа в НОУ "Эрудит" ведется в разных формах: через индивидуальную деятельность с учащимися, групповую (совместная исследовательская работа учащихся) и массовую (конференции, олимпиады). На занятиях секций НОУ учащиеся решают нестандартные и олимпиадные задачи, знакомятся с новинками литературы по предметам, готовятся к участию в школьных, городских олимпиадах, исследуют задачи для поступающих в ВУЗы. Некоторые учащиеся одновременно осуществляют работу в разных секциях.
Для того чтобы творческая и исследовательская работа была плодотворной очень важно создать для ребёнка максимальный душевный комфорт. Мы предлагаем вам следующие приёмы создания душевного комфорта в процессе воспитания юного исследователя:
- Приучать себя и детей постоянно думать о хорошем в жизни
- Чаще "включать внутреннее свечение"
- Рефлексия и релаксация
- Создание "своего" уголка, где хорошо
- Поездки, путешествия, экскурсии…
- Слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, пение…
- Танцы, ритмические движения, игры
- Общение с любимыми людьми, с природой, маленькими детьми, с животными…
- Различные закаливающие процедуры
- Решение интеллектуальных задач
- Занятия полезной деятельностью и своим хобби
- Создание дневниковых записей, писем, стихов, рассказов (с анализом ситуации)…
Но одного душевного комфорта и желания ребёнка мало, необходимо, чтобы и сам педагог был готов к ведению исследовательской деятельности.
О готовности к такой работе свидетельствуют:
- Высокая коммуникативная культура, наличие творческих способностей
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
- Профессиональная компетентность
- Умение найти подход к нестандартным детям
- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт
- Знание возрастной психологии
Как и в любой работе, качество исследовательской деятельности учеников измеряется по своим показателям:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
И, конечно же, самым главным показателем являются победы в конкурсах, конференциях различных уровней. Так, например, по результатам исследовательской деятельности в минувшем учебном году 4 ученика стали лауреатами различных конференций и конкурсов, на которых представляли свои исследовательские и творческие проекты, 14 человек получили дипломы 1 степени, 14 человек — дипломы 2 степени, 7 – дипломы 3 степени.
А 2 апреля 2017 года на базе нашей школы была проведена научно-практическая конференция школьников по здоровьесбережению "Здоров будешь - всё добудешь!" в рамках сетевого взаимодействия. В конференции приняли участие ученики 1 - 5 классов школ образовательного округа №3 г. Старый Оскол.
Нашу школу представляли ученики Филенко Е.П., Кулебановой Н.А., Боярченковой И.В., Курганской Т.Г., Бурцевой Л.А.
Работа в НОУ "Эрудит" имеет для учащихся школы огромное практическое значение.
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы:
- у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы;
- они могут представить работы для участия в городских, областных и общероссийских конференциях и конкурсах,
- ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что учитель – духовный наставник, обладающий жизненной мудростью и способностью "возвращаться" в детство. "Духоподъемное" качество педагога является залогом пробуждения в ребёнке интереса к исследованию.
Методические материалы:
Полезные ссылки:
Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института
Сайт Лицея № 1553 «Лицей на Донской», публикуются материалы Городской экспериментальной площадки «Разработки модели организации Образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся».
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
Проектная деятельность в школе
Организация проектной деятельности в школе (МИОО)
Проектная деятельность в начальной школе. Всероссийский Интернет-педсовет
Полезные ссылки
Горячие линии
-
Уполномоченный по правам ребенка в Белгородской области
8(4722)23-10-13
Справочная служба УМВД России по Белгородской области
8(4722)35-25-09
Единый телефон доверия ГУ МЧС России по Белгородской области
8(4722)39-99-99
Телефон доверия УМВД России по Белгородской области
8(4722)35-20-33
Единый номер вызова служб спасения, а также неотложная дистанционная психологическая помощь
112
Единый телефон пожарных и спасателей
111